Утверждаю:
Директор МБУ ДО КЦДО:
__________Ч. Ц. Доржиева
Пр. №___от «___» _______ 20__ г.
.
Учебный план
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Кяхтинский центр дополнительного образования»
на 2021-2022 учебный год
Рассмотрен на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 07.09.2021 г.
Пояснительная запискак учебному плану
на 2021-2022 учебный год
Учебный план на 2020-2021 учебный год составлен на основании:
Федерального Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ4;
Закона «Об образовании» РБ от 13.12.2013 г. № 240-V;
Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. № 124;
Концепцииразвития дополнительного образования детей в РФ от 4 сентября
2014 г. № 1726-р;
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.г. от
23.05.2015 г.;
Постановления Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «Типовое положение
об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
«Устав МБУ ДО «Кяхтинский центр дополнительного образования» от
20.11.2015 г.;
Письма Минобрнауки РБ от 08.12.2015 г. № 02-17/4037 «Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации № 41 от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
обучения
дополнительного образования детей.
При составлении учебного плана на 2021-2022учебный год были учтены следующие
условия:
право выбора для воспитанников и их родителей (законных представителей)
образовательной программы;
материально-техническая база;
санитарно-гигиенические нормы;
кадровое обеспечение;
обеспечение
доступности
на
бесплатной
основе
качественного
дополнительного образования всем школьникам района.
Кяхтинский центр дополнительного образования работает в режиме 6–дневной
учебной недели и решает проблему развития мотивации личности к познанию и творчеству
через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного
процесса:
1.
учебные занятия;
2.
лекции;
3.
дискуссии;
4.
экскурсии;
5.
открытые учебные занятия;
6.
учебные игры;
7.
консультации;
8.
соревнования;
9.
выставки;
10.
конкурсы.
Объем учебной нагрузки (педагогической работы) устанавливается исходя из
нормативов бюджетного финансирования,
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, обеспеченности образовательного учреждения кадрами,
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41
от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»:
1 годобучения:
- 72 часа, в расчете 1 группа – не менее 15 человек, 2 часа в неделю,
- 144 часа, в расчёте 1 группа – не менее15 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения:
- 144 часа, в расчёте 1 группа – не менее 15 человек, 4 часа в неделю.
- 216 часов, в расчёте 1 группа – не менее 12 человек, 6 часов в неделю.
3 год обучения - 216 часов, в расчёте 1 группа – не менее10 человек, 6 часов в
неделю,
Предшкольное развитие, 1 год обучения - 72 часа, в расчёте 1 группа – не менее15
человек, 2 часа в неделю;
Индивидуальное обучение - 72 часа, в расчёте 1 группа – не менее 5 человек, 2 часа в
неделю.
В учебный план включено 6 направленностей образовательных программ:
Художественная направленность.
Программы художественной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных
областях искусства и культуры (вокальное, инструментальное, хореографическое,
театральное, изобразительное и декоративно-прикладное творчество). А также направлены
на передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой
личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования.
Художественная направленность представлена творческими объединениями:
МБУ ДО КЦДО: «ВИА-гитара», «Лапушки», «MIX DANCE», «Хорошее
настроение», «KidsTV»,«Волшебная кисточка», «Волшебный клубок», «Мастерская чудес»,
«Дизайн и мода», «Арт-класс», «Бисерное рукоделие», «Необычная роспись», «WOOD
КРАФТ»;
На базе образовательных организаций района:
МБОУ «Кяхтинская СОШ №4»:«Вокал», «ВИА»;
МБОУ «Алтайская СОШ»:«Колорит»;
МБОУ «Баин-Булакская ООШ»: «Музыкальный фольклор», «Конфетти», «Умелые
ладошки»;
МБОУ «Шарагольская СОШ»: «Казачий сувенир»;
МБОУ «Кударинская СОШ»: «Хореография», «Рукодельница»;
МБОУ «Усть-Киранская СОШ-И»: «Веселые нотки»;
МБОУ «Унгуркуйская ООШ»: «Жарки»;
МБОУ «Большелугская СОШ»: «Хореография», «Умелые ручки»;
МБОУ «Наушкинская СОШ»: «Вдохновение»;
МБОУ «Субуктуйская ООШ»: «Поэзия узоров»;
МБОУ «Тамирская СОШ»: «Мастерица».
Цель направленности - раскрытие творческих способностей обучающихся,
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Задачи направленности.
Образовательные:
освоение знаний о классическом и современном искусстве;
ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной
художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой
деятельности;
Развивающие:
развитие ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала,
способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
Воспитательные:
воспитание и художественного вкуса обучающегося;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 3 лет
обучения.
Техническая направленность.
Программы технической направленности ориентированына развитие интереса детей
к инженерно-техническим (конструирование, моделирование) и информационным
технологиям (фото-технологии, программирование и WEB- дизайн), направлены на
развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию
научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения.
Техническая направленность представлена творческими объединениями:
МБУ ДО КЦДО: «Фотоискусство»,«Робототехника»,«Механика»,«Умелец», «Unity»,
«PhotoClick»,«Bubble STUDIO».
На базе образовательных организаций района:
МБОУ «Кяхтинская СОШ №3»: «Информационные технологии»,«Промышленный
дизайн»;
МБОУ «Кяхтинская СОШ №4»: «Медиацентр»;
МБОУ «Баин-Булакская ООШ»: «3Dмоделирование».
Цель направленности - содействовать развитию у обучающихся способностей к
техническому творчеству, создать условия для успешного использования учащимися
компьютерных технологий в учебной деятельности, формирование компетенций
обучающихсяв области разработки, создания и использования робототехнических моделей.
Задачи направленности.
Образовательные:
освоение обучающимися навыков работы с современными информационно–
технологическими пакетами программ;
обучение созданию электронных трехмерных моделей;
овладение основным приемам сборки и программирования робототехнических
средств;
овладение приемами работы с ЧПУ-станками;
обучение теоретическим и практическим основам фотодела и компьютерного
дизайна.
Развивающие:
развитие творческого мышления;
развитие интереса ребенка к познанию и творчеству через техническое
творчество;
формированию логического и инженерного мышление;
развитие технических и творческих способностей;
развитие умения анализировать и конструировать.
Воспитательные:
формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения
работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и
самосовершенствованию;
воспитание дисциплинированности, трудолюбия, чувства товарищества, воли
к победе.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 2 лет
обучения.
Социально-педагогическая направленность.
Программысоциально-педагогической направленности ориентированы наразвитие
личности как члена коллектива, коммуникативных и интеллектуальных способностей
обучающихся, воспитание, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего
досуга детей и подростков. Программы призваны обеспечить создание условий для
социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих
воспитаннику осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и
способности в изменяющихся социально-экономических условиях.
Социально-педагогическая
направленностьпредставлена
творческими
объединениями:
МБУ ДО КЦДО: «Умницы и умники», «Занимательное языковедение», «Амар сайн,
ухибууд!», «Поттер», «Финансики», «ЮИД».
На базе образовательных организаций района:
МБОУ «Кяхтинская СОШ №2»: «Финансовая грамотность»;
МБОУ «Кяхтинская СОШ №3»: «Юный спасатель»,«Юный корреспондент»;
МБОУ «Хоронхойская СОШ»: «Медиацентр Schooltime»,«ТРИЗ»;
МБОУ «Мурочинская ООШ»: «Инфознайка»;
МБОУ «Шарагольская СОШ»: «Волонтер»;
МБОУ «Наушкинская СОШ»: «Пресс-центр».
Цель направленности -формирование готовности к самореализации детей в системе
социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности
и развития социальной одаренности.
Задачи направленности.
Образовательные:
овладение умением анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять
главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
выработка навыков исследовательской работы, проектной деятельности
развитие мышления, исследовательских умений учащихся;
Развивающие:
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей
учащихся;
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,
логического мышления.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативности;
воспитание дисциплинированности, трудолюбия, чувства товарищества, воли
к победе.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 2 лет
обучения.
Естественнонаучная направленность.
Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие интереса учащихся к изучению и охране природы,
биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являясь основной частью
непрерывного экологического образования.
Естественнонаучная направленность представлена творческими объединениями на
базе образовательных организаций района:
МБОУ «Шарагольская СОШ»: «Занимательная физика», «Биология»;
МБОУ «Баин-Булакская ООШ»: «Физика в экспериментах», «Физика в
исследованиях», «Живая биология»;
МБОУ «Большекударинская СОШ»: «Биолог-исследователь», «Химия вокруг нас»,
«Физика в экспериментах», «Занимательная физика»;
МБОУ «Кударинская СОШ»: «Берендеи», «Практическая биология»;
МБОУ «Тамирская СОШ»: «Юный физик».
Цель направленности -формирование экологической культуры, экологических
знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность, овладение учащимися
научными основами на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и
социальных явлений и экологических основ охраны природы.
Задачи направленности.
Образовательные:
обучение умениям и навыкам рассматривать сущность экологических
процессов;
знание экологических закономерностей, рациональное природопользование и
охраны природы;
знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование для
выживания человечества;
актуализация знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Развивающие:
развитие умения концентрироваться на современных проблемах во
взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и
преодоления;
развитие умения видеть закономерности взаимоотношений живых организмов
с окружающей природной средой; специфику механизмов, обеспечивающих устойчивость
экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях;
формирование эколого-природоохранного мышления у учащихся.
Воспитательные:
воспитание взаимодействия между обществом и природой, принципов и
перспектив их сосуществования и оптимального развития;
ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную
деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных
ресурсов, окружающей природной среды;
формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 года до 3 лет
обучения.
Физкультурно-спортивная направленность
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к
здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
Физкультурно-спортивная
направленность
представлена
творческими
объединениями:
На базе МБУ ДО КЦДО: «Белая ладья».
На базе образовательных организаций района:
МБОУ «Кяхтинская СОШ №1»: «Мини-футбол»;
МБОУ «Кяхтинская СОШ №2»: «Шахматы»;
МБОУ «Кяхтинская СОШ №4»: «Стритбол», «Ушу», «Веселая пешка»;
МБОУ «Хоронхойская СОШ»: «Баскетбол»;
МБОУ «Наушкинская СОШ»: «Волейбол»;
МБОУ «Баин-Булакская ООШ»: «Баскетбол»;
МБОУ «Кударинская СОШ»: «Шахматы».
Цель направленности -создание условий для личностного и интеллектуального
развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи направленности.
Образовательные:
овладение знаниями, умениями и навыками, которые ориентируют его на
высокие достижения в спорте;
обучение профилактики асоциального поведения детей и подростков
средствами спорта;
обучение планированию действий и работы через игру.
Развивающие:
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания;
формированиеуровня спортивной работоспособности;
развитие интеллектуальных способностей;
формирование способности к самооценке и самоконтролю.
Воспитательные:
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
воспитание трудолюбия, дисциплинированности,сознательности, активности;
формирование познавательной самостоятельности.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 года до 3 лет
обучения.
Туристско-краеведческая направленность.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует
всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его
интеллектуального, духовного и физического потенциала; способствует изучению родной
страны и ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков проектной
деятельности, развитию самостоятельности, выносливости, познавательных процессов;
получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с
природной средой.
Туристско-краеведческая направленностьпредставлена творческими объединениями:
МБУ ДО КЦДО: «Клуб путешественников».
На базе образовательных организаций района:
МБОУ «Чикойская СОШ»: «Спортивный туризм»;
МБОУ «У-Кяхтинская СОШ»: «Школа туризма»;
МБОУ «Хоронхойская СОШ»: «Мой край родной»;
МБОУ «Алтайская СОШ»: «Тоонто нютаг»;
МБОУ «Унгуркуйская ООШ»: «Жарчиха».
Цель направленности - формирование всесторонне развитой личности средствами
туризма и краеведения
Задачи направленности.
Образовательные:
овладение навыками выживания в экстремальных условиях,
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом; выработка
организаторских навыков;
приобретение специальных навыков по вопросам поиска;
Развивающие:
развитие физического совершенствование;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств.
Воспитательные:
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
воспитание дисциплинированности и активности.
Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 года до 3 лет
обучения.