МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МО «КЯХТИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(30142)-91-4-27
сайт: cdo-kyahta.buryatschool.ru
е-mail: cdo-kyachta@mail.ru
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
Протокол №_________________
от «___»____________20_____ г.
Утверждаю:
Директор МБУ ДО КЦДО:
__________________/ФИО/
«___»___________20____ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма
художественнойнаправленности
«Это удивительная роспись»
Возраст детей:7-11 лет
Срок реализации программы: 3года
Автор программы: ОлбороеваСэсэгма Витальевна
педагог дополнительного образования
1 категории
г. Кяхта
2020 год
Пояснительная записка
Известно, что изобразительное искусство является важным средством
эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление
об окружающем мире, что создаёт положительный настрой, развивает
фантазию и воображение, даёт возможность закрепить знания о форме и
цвете.
Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно –
творческий характер постепенно, в результате накопления образов –
представлений и овладения способами изображения. Создавая рисунок,
учащийся применяет действия, контролируя их представлением
изображаемого предмета.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются
самим процессом изображения. Поэтому следует учить и развивать их, то
есть учить способам рисования.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Эта
удивительная
роспись»
художественная.
Новизна программы заключается в том, что в программе реализуется
комплексный подход в обучении, характеризующийся объединением
нескольких видов традиционной росписи по дереву, камню, костей, коже.
Также
обучение
строится
на
технологии
проблемного
и
дифференцированного обучения, индивидуально-личностного подхода.
Актуальность программы состоит в том, что роспись – это наиболее
интересный и доступный вид искусства, при освоении которого ребёнку
даётся возможность не только самостоятельно открыть для себя волшебный
мир кистевого письма, но и развить творческие способности.Народное и
декоративно – прикладное искусство являются неотъемлемой частью
художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают
художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и
художественный опыт народа, сохраняет историческую память. Посредством
общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка,
прививается любовь к своему краю.
Педагогическая целесообразность.
Учащиеся на занятиях овладевают принципами систематичности и
последовательности. Информация преподносится учащимся доступно и
понятно.
Цель- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством,
помочь обучающимся овладеть навыками декоративной росписи.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам художественной росписи и привитие большого
интереса к прикладному творчеству;
обучение разнообразным формам и методам цветового решения;
обучение приемам самостоятельной разработки изделия;
обучение практическим знаниям художественной росписи;
формирование навыков работы с нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
развивать и поддерживать интерес к народному и декоративноприкладному искусству;
способствовать развитию художественного вкуса;
способствовать развитию творческих способностей;
развивать интерес к творческому познанию и самовыражению.
Воспитательные:
воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
воспитать интерес и любовь к росписи на разных материалах как
виду художественного творчества;
содействовать
гармоничному
развитию
личности,
совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих заключаются в предоставлении возможности
обучающимся не только изучить художественную роспись, но и овладеть
основными приемами росписи по дереву, по коже, по камню, по кости,
овладеть навыками выполнения типовых сюжетных композиций.
Программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя
изучение истории декоративно-прикладного искусства, техники росписи и
основных композиционных приемов, взаимосвязь истории и народного
творчества родного края.
В основу программы положен тематический принцип планирования
учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система
понятий и художественно-творческих заданий на основе ознакомления с
декоративно-прикладным искусством как важным средством формирования
художественно-творческой активности у детей.
Адресат программы
Возраст детей – 7-11 лет, но возможны изменения возрастного
ограничения с учётом способностей обучающихся и при условии
заинтересованности детей другого возраста.
Категория детей– в программе могут участвовать дети любой
категории, без предварительной подготовки.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на три года обучения. 1 год обучения –144 часа,
2 год обучения – 216 часов, 3 год обучения – 216 часов.
Организация учебной деятельности.
Режим занятий
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (45+45минут) с 10
минутным перерывом
2 год обучения – 216 часа, 3 раза в неделю по 2 часа (45+10+45минут)
3 год обучения – 216 часов, 3 раза в неделю по 2 часа (45+10+45минут)
Наполняемость групп:
1 год обучения – в среднем 15 человек.
2 год обучения – в среднем 12 человек.
3 год обучения – в среднем 10 человек.
Прогнозируемые результаты.
1 год обучения.
Предметные:
владение приемами выполнения художественной росписи на
разных материалах;
владение навыками работы кистью и карандашом;
владение работы с нужными инструментами и приспособлениями
при обработке различных материалов
Метапредметные:
формирование навыка выбирать основные материалы и
инструменты для определенных технологических операций;
подбирать средства художественной выразительности для
изготовления изделий;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете,
правил композиций, усвоенных способах действий;
Личностные:
развитие готовности и способности к самостоятельной трудовой
деятельности;
развитие трудолюбия и формирование ответственности за
результаты своей деятельности.
2год обучения.
Предметные:
владение навыками выполнения живописных работ
передавать в рисунке не только пропорции, но и ракурсы.
владение специальной терминологией.
формирование творческих навыков (креативность)
Метапредметные:
развитие умения планировать свои действия при изготовлении
работы;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей
деятельности и вносить необходимые коррективы
умение использовать средства ИКТ в решении организационных
задач.
Личностные:
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, труда;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
3 год обучения.
Предметные:
формирование эстетической позиции по отношению к
действительности, искусству, к явлениям художественной культуры.,
национальным традициям
овладение методами эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда,
Метапредметные
развитие умения продуктивного общения и взаимодействия в
процессе творческой деятельности;
умение выполнять роспись грамотно выбирая разные виды
красок, способы и приемы, цветовое решение;
формирование умения оценивания своей способности к труду в
конкретной деятельности;
Личностные
развитие умения самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ;
возможность реализовывать творческий потенциал в процессе
создания изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение
личности на эстетическом уровне;
Способы определения результативности:
педагогическое наблюдение (в течении всего года).
педагогический анализ результатов.
мониторинг (диагностика личностного роста и продвижения).
Приложение №1
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - сформировать способность к творческому самовыражению и
самореализации через знакомство ребенка средствами декоративно –
прикладного искусства – росписью.
Задачи:
Обучающие:
формировать знание о народных промыслах в декоративно –
прикладном искусстве.
закрепить знания по цветоведению и композиции.
освоить навыки кистевого письма.
Развивающие:
развивать и поддерживать интерес к народному и декоративноприкладному искусству;
способствовать развитию художественного вкуса;
способствовать развитию творческих способностей;
развивать интерес к творческому познанию и самовыражению.
Воспитательные:
воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
воспитать интерес и любовь росписи на разных материалах как
виду художественного творчества;
содействовать
гармоничному
развитию
личности,
совершенствованию её духовно-нравственных качеств.
Обучающиеся должны знать:
о месте и роли ДПИ в жизни человека;
правила безопасности труда на рабочем месте;
основные виды художественных и изобразительных материалов;
названия и оттенки цветов, основные, дополнительные и
родственные, теплые и холодные цвета;
основные композиционные схемы построения геометрического и
растительного орнамента в полосе, в квадрате, в круге, в овале;
Должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место;
владеть практическими навыками работы кистью и карандашом;
уметь использовать свои знания, умения и навыки в
практической деятельности;
Виды и формы контроля:
Входной контроль – опрос.
Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии),
взаимоконтроль, творческие мастерские, устные опросы.
Промежуточный контроль - итоговое занятие в конце каждого раздела
в форме просмотра и выставки.
Итоговый контроль в конце учебного года – это просмотр и анализ всех
работ и достижений за учебный год.Показ лучших работ на выставке
фестиваля «Радость творчества».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Раздел
1.
1.1
1.2
1.3
Раздел
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Название разделов, темы
Всего
часов
Теор. Практ.
Вводный
6
2
4
Введение в программу
Знакомство с воспитанниками
Знакомство с материалами
2
2
2
1
0
1
1
2
1
Понятие орнаментов.
18
4
14
Знакомство с орнаментами.
Бурятский народный орнамент.
Составление орнамента.
Бурятский сундук. Разработка
орнамента
Бурятский сундук. Перенесение
орнамента на сундук
Бурятский сундук. Художественная
роспись
Бурятская народная посуда.
Разработка эскиза
Бурятская народная посуда.
Художественная роспись.
Итоговое занятие
2
2
2
2
0
0
0
2
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
8
2
6
2
2
2
0
0
2
Техника работы акварелью и гуашью. 2
0
2
2
0
2
34
6
28
2
1
1
2
0
2
2
2
0
2
1
1
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
2
0
1
2
1
2
0
2
2.9
Раздел
Цвет. Виды цветов
3.
3.1
Понятие о цвете
3.2
Основные и дополнительные цвета.
3.3
3.4
Итоговое занятие.
Раздел
Роспись по камню
4
«Цветы». Тренировочные
4.1
упражнения.
4.2
«Цветы». Художественная роспись.
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
Цветочная полоса.
«Юрта»
Разработка эскиза.
«Юрта»
Художественная роспись
«Овечки». Выполнение эскиза
«Овечки».Перенесение рисунка на
камень
«Овечки».Художественная роспись
«Животные». Выполнение эскиза
«Животные». Перенесение рисунка
на камень
Формы
контроля
опрос
устный опрос
взаимоконтроль
творческая
мастерская
выставка
устный опрос
творческая
мастерская
просмотр
устный опрос
творческая
мастерская
творческая
мастерская
4.11
«Животные». Художественная
роспись
«Птицы». Выполнение эскиза
«Птицы» Перенесение рисунка на
камень
«Птицы» Художественная роспись
Самостоятельная работа
Покрытие изделия лаком
Итоговое занятие
2
0
2
2
1
1
2
0
2
4.14
4.15
4.16
4.17
Раздел
Роспись по дереву
5.
Знакомство с искусством росписи по
5.1
дереву
5.2
Техника выполнения росписи
Растительный орнамент. Выполнение
5.3
эскиза
Растительный орнамент.
5.4
Художественная роспись
2
2
2
2
0
0
1
0
2
2
1
2
36
6
30
2
1
1
2
1
1
2
0
2
2
0
2
Птицы. Выполнение эскиза
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
4.12
4.13
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
Птицы. Перенесение рисунка на
основу.
Птицы. Выполнение в цвете.
Изображение людей. Разработка
эскиза
Изображение людей. Перенесение
рисунка на основу
Изображение людей.
Художественная роспись
Изображение животных. Выполнение
эскиза
Изображение животных.
Перенесение рисунка на основу.
Изображение животных.
Художественная роспись
Роспись изделия. Разработка эскиза.
Роспись изделия. Выполнение в
цвете.
5.16
Самостоятельная работа
2
0
2
5.17
Покрытие изделия лаком
2
0
2
5.18
Итоговое занятие
Раздел
Роспись по кости
6
6.1
Знакомство с промыслом.
Техника выполнения. Разработка
6.2
эскиза.
2
0
2
32
5
27
2
1
1
2
1
1
2
0
2
6.3
Роспись изделия. Разработка эскиза.
взаимоконтроль
взаимоконтроль
выставка
устный опрос
взаимоконтроль
творческая
мастерская
творческая
мастерская
творческая
мастерская
творческая
мастерская
выставка
устный опрос
творческая
мастерская
6.4
Роспись изделия. Выполнение в
цвете
2
0
2
6.5
Выполнение эскиза работы
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
2
0
0
2
2
10
0
10
2
2
2
2
2
144
0
0
0
0
0
25
2
2
2
2
2
119
Изображение животных. Разработка
эскиза.
Изображение животных.
6.7
Перенесение рисунка на основу
Изображение животных.
6.8
Художественная роспись
Изображение птиц. Разработка
6.9
эскиза.
Изображение птиц. Перенесение
6.10
рисунка на основу
Изображение птиц. Художественная
6.11
роспись
Изображение людей. Разработка
6.12
эскиза.
Изображение людей. Перенесение
6.13
рисунка на основу
Изображение людей. Выполнение в
6.14
цвете.
6.15
Покрытие изделия лаком.
6.16
Итоговое занятие
Раздел Мероприятия воспитывающего и
7
познавательного характера.
7.1
«День матери»
7.2
«Новый год»
7.3
«8 марта»
7.4
«23 февраля»
7.5
«9 мая»
Итого
6.6
творческая
мастерская
творческая
мастерская
выставка
выставка
выставка
выставка
выставка
Выставка
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Вводный
Теория:
Правила поведения на занятиях. Цели и задачи объединения на учебный
год, ознакомление с расписанием занятий. Организация рабочего места.
Техника безопасности. Правила поведения в школе. Проверка начальных
знаний и умений. Знание цветовой гаммы. Ознакомление и показ готовых
работ.
Раздел 2. Понятие орнаментов.
Теория:
Знакомство с орнаментом. Первоначальные упражнения по
проведению прямых и кривых линий от руки. Деление их на части на глаз.
Практика:
Построение простых плоских орнаментов, рисование кистью с
нажимом: квадрат, треугольник, овал, круг. Элементы, состоящие из прямых
линий, дуг и окружностей. Рисование отдельных деталей растений и цветов.
Использование гуаши.
3. Цвет. Виды цветов.
Теория: Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета.
Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на
восприятие. Символическое значение цвета.
Практика: Техника смешения красок. Технические упражнения.
Раздел 4. Роспись по камню.
Теория: Краткие
сведения
по
цветоведению,
композиции.
Ознакомление с различными рисунками. Инструменты, правила пользования
ими.
Линии чертежа и рисунка, их различие. Общее понятие о
композиционном расположении рисунка, пропорциях.
Практика: первоначальные упражнения по проведению прямых и
кривых линий от руки. Техника смешения красок. Технические упражнения.
Раздел 5. Роспись по дереву.
Теория: Правила работы и безопасного труда. Древесина и ее
применение на занятиях. Определение качества древесины и способы ее
обработки. Обработка деревянной поверхности, тонирование поверхности.
Практика: на основе полученных знаний самостоятельно выполнить
эскиз будущей работы. Выполнение эскиза росписи по дереву. Перенос
эскиза на деревянную поверхность. Тонировка и способы изменения цвета
деревянной поверхности. Покрытие изделия лаком. Роспись готового изделия
по выполненным эскизам.
Раздел 6. Роспись по кости.
Теория: Знакомство с росписью по кости. Технология выполнения
работы по кости. Способы и приемы.
Практика:
Основные композиционные схемы построения. Овладение основными
элементами. Составление контуры рисунка. Особенности выполнения
художественными материалами.
Раздел 7. Мероприятия воспитывающего и познавательного
характера.
Участие в мероприятиях, подготовка выставок на «День матери»,
«Новый год», «8 марта», «23 февраля», «9 мая».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Т.О. «Это удивительная роспись»
1 группа 1 год обучения
Расписание: вторник, четверг
№
п/п
Раздел 1.
1.1
1.2
1.3
Раздел 2.
2.1
2.2
2.3
Название разделов, тем
Вводный
Введение в программу
Знакомство с воспитанниками
Знакомство с материалами
Понятие орнаментов.
Знакомство с орнаментами.
Бурятский народный орнамент.
Составление орнамента.
Бурятский сундук. Разработка
2.4
орнамента
Бурятский сундук. Перенесение
2.5
орнамента на сундук
Бурятский сундук.
2.6
Художественная роспись
Бурятская народная посуда.
2.7
Разработка эскиза
Бурятская народная посуда.
2.8
Художественная роспись.
2.9
Итоговое занятие
Раздел 3. Цвет. Виды цветов
3.1
Понятие о цвете
Основные и дополнительные
3.2
цвета.
Техника работы акварелью и
3.3
гуашью.
3.4
Итоговое занятие.
Раздел 4 Роспись по камню
«Цветы». Тренировочные
4.1
упражнения.
«Цветы». Художественная
4.2
роспись.
4.3
Цветочная полоса.
«Юрта»
4.4
Разработка эскиза.
«Юрта»
4.5
Художественная роспись
4.6
«Овечки». Выполнение эскиза
«Овечки».Перенесение рисунка
4.7
на камень
«Овечки».Художественная
4.8
роспись
4.9
«Животные». Выполнение
Сроки
провед
ения
Проведе
но по
факту
Место Примечание
провед.
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
эскиза
«Животные». Перенесение
4.10
рисунка на камень
«Животные». Художественная
4.11
роспись
4.12
«Птицы». Выполнение эскиза
«Птицы» Перенесение рисунка
4.13
на камень
«Птицы» Художественная
4.14
роспись
4.15
Самостоятельная работа
4.16
Покрытие изделия лаком
4.17
Итоговое занятие
Раздел 5. Роспись по дереву
Знакомство с искусством
5.1
росписи по дереву
5.2
Техника выполнения росписи
Растительный орнамент.
5.3
Выполнение эскиза
Растительный орнамент.
5.4
Художественная роспись
5.5
Птицы. Выполнение эскиза
Птицы. Перенесение рисунка на
5.6
основу.
5.7
Птицы. Выполнение в цвете.
Изображение людей. Разработка
5.8
эскиза
Изображение людей.
5.9
Перенесение рисунка на основу
Изображение людей.
5.10
Художественная роспись
Изображение животных.
5.11
Выполнение эскиза
Изображение животных.
5.12
Перенесение рисунка на основу.
Изображение животных.
5.13
Художественная роспись
Роспись изделия. Разработка
5.14
эскиза.
Роспись изделия. Выполнение в
5.15
цвете.
5.16
Самостоятельная работа
5.17
Покрытие изделия лаком
5.18
Итоговое занятие
Раздел 6 Роспись по кости
6.1
Знакомство с промыслом.
Техника выполнения.
6.2
Разработка эскиза.
Роспись изделия. Разработка
6.3
эскиза.
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
Раздел 7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
Роспись изделия. Выполнение в
цвете
Выполнение эскиза работы
Изображение животных.
Разработка эскиза.
Изображение животных.
Перенесение рисунка на основу
Изображение животных.
Художественная роспись
Изображение птиц. Разработка
эскиза.
Изображение птиц. Перенесение
рисунка на основу
Изображение птиц.
Художественная роспись
Изображение людей. Разработка
эскиза.
Изображение людей.
Перенесение рисунка на основу
Изображение людей.
Выполнение в цвете.
Покрытие изделия лаком.
Итоговое занятие
Мероприятия
воспитывающего и
познавательного характера.
«День матери»
«Новый год»
«8 марта»
«23 февраля»
«9 мая»
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - развивать личностный и творческий потенциала ребенка
посредством декоративно-прикладной деятельности с опорой на народное
искусство.
Задачи:
Обучающие:
дать знания по конкретным видам народных промыслов,
специфике
образного
языка
декоративно-прикладного
искусства,
особенностям народного искусства;
обучить различным техникам исполнения;
сформировать
практические
навыки
выразительного
использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципов
декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций;
познакомить с видами, элементами бурятского орнамента;
сформировать умения воплощать собственный замысел с опорой
на народную традицию.
Развивающие:
развивать творческие способности каждого обучающегося;
развивать интерес ребенка к творчеству через ознакомление с
новыми приемами и методами изобразительного искусства, с творчеством
народных художников и детским творчеством, совмещая на занятиях разные
виды творчества с использованием различных материалов (бумага, дерево,
камни, кости, кожа).
Воспитательные:
воспитывать
взаимоотношения
в
детском
коллективе,
основанные на взаимопомощи, понимании, поддержке друг друга;
воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость;
способствовать формированию духовного мира ребенка, его
личностных ценностей;
воспитывать умение видеть черты национального своеобразия в
произведениях искусства.
Обучающиеся должны знать:
простейшие правила смешивания основных красок для получения
более холодного и тёплого оттенков;
отличительные признаки видов и жанров ИЗО;
особенности симметричной и асимметричной композиции;
особенности ансамбля народного костюма;
зависимость колорита народного костюма и узора от
национальных традиций искусства и быта;
закономерности цветоведения, композиции;
приёмы работы с различными материалами – бумагой, деревом,
камнями, костьми, кожей.
Обучающиеся должны уметь:
передавать в рисунке основное строение, пропорции, различные
позиции;
исправлять ошибки в своём рисунке;
самостоятельно выполнять эскизы декоративных композиций на
основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров;
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои
впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет для конкретной формы
и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения,
наброски, зарисовки, эскизы)
Виды и формы контроля:
Входной контроль – тест, опрос.
Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии),
взаимоконтроль, творческие мастерские, устные опросы.
Промежуточный контроль - итоговое занятие в конце каждого раздела
в форме просмотра и выставки.
Итоговый контроль в конце учебного года – это просмотр и анализ всех
работ и достижений за учебный год.Показ лучших работ на выставке
фестиваля «Радость творчества».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Теор.
Практ.
Формы
контроля
2
1
1
2
1
1
тест
опрос
10
2
2
2
2
2
36
4
1
1
1
1
6
1
1
1
3
8
28
Составление эскиза.
2
1
1
3.2
3.3
Цветовое решение эскиза.
Рисование по представлению
2
2
1
1
1
1
3.4
Рисование по представлению.
2
1
1
3.5
«Диковинная птица».
Разработка эскиза
«Диковинная птица».
Перенесение рисунка на основу
2
1
1
2
0
2
№
Название разделов, темы
Раздел 1
1.1
1.2
Раздел 2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Раздел 3
Вводный
Введение в программу
Значение
декоративно-прикладного
искусства.
Композиция, цвет в росписи
Основы изобразительной грамоты
Цветоведение, колористика
Декоративная композиция
Композиция. Составление рисунка
Композиция. Выполнение в цвете
Роспись по дереву.
3.1
3.6
Всего
часов
4
2
2
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
«Диковинная птица».
Художественная роспись
«Птицы».
Работа над эскизом
«Птицы».
Перенесение рисунка на основу
«Птицы».
Художественная роспись
«Лесные звери». Разработка эскиза
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
3.17
3.18
Раздел 4
«Лесные звери».
Перенесение рисунка на основу.
«Лесные звери».
Художественная роспись
«Домашние животные».
Рисование эскиза
«Домашние животные».
Перенесение рисунка на основу
«Домашние животные». Художественная
роспись
Покрытие лаком.
Итоговое занятие
Родные мотивы Бурятии.
2
2
42
0
0
7
2
2
35
4.1
Составление рисунка.
2
1
1
4.2
«Мой край родной».
Разработка эскиза
«Мой край родной».
Продолжать работать над рисунком
«Мой край родной».
Выполнение в цвете
«Жизнь кочевников. Юрта». Рисование
эскиза
«Жизнь кочевников. Юрта». Перенесение
рисунка на основу
«Жизнь
кочевников.
Юрта».Художественная роспись
Культовая архитектура – Дацаны
Разработка эскиза
Культовая архитектура – Дацаны
Перенесение рисунка
Культовая архитектура – Дацаны
Художественная роспись
Конь в жизни бурята.
Рисование эскиза
Конь в жизни бурята.
Перенесение рисунка на основу
Конь в жизни бурята.
Художественная роспись
«Дангина».
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
устный
опрос
Твор-
4.19
Разработка эскиза
«Дангина».Пернесение рисунка
«Дангина». Художественная роспись
Рисование по представлению.
Рисование эскиза
Рисование по представлению.
Выполнение в цвете
«Батыр». Разработка эскиза
4.20
4.21
Раздел 5
5.1
«Батыр». Художественная роспись
Итоговое занятие
Роспись по кости.
Выполнение эскиза работы.
2
2
30
2
0
0
6
1
2
2
24
1
5.2
Изображение животных.
Рисование эскиза
Изображение животных.
Перенесение рисунка на основу
Изображение животных.
Выполнение в цвете
Изображение птиц
Разработка эскиза
Изображение птиц.
Перенесение рисунка на основу
Изображение птиц.
Художественная роспись
Роспись.
Рисование рисунка по представлению.
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
2
2
1
1
Рисование по представлению
Изображение диких животных.
Разработка эскиза
Изображение диких животных.
Перенесение рисунка на основу
Изображение диких животных.
Художественная роспись
Покрытие изделия лаком.
Итоговое занятие
Роспись панно
«Друзья».
Работа над эскизом.
«Друзья».
Перенесение рисунка на основу
«Друзья».
Выполнение в цвете
«Овечки». Составление рисунка.
2
2
1
1
1
1
0
2
0
2
0
0
5
1
2
2
31
1
0
2
0
2
2
1
1
«Овечки». Художественная роспись.
Составление рисунка.
Изображение людей.
Работа над эскизом.
2
2
2
1
1
4.15
4.16
4.17
4.18
5.3
5.4.
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
Раздел 6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
ямастер-я
2
2
2
0
0
2
2
0
2
0
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
36
2
2
2
Творямастер-я
Творямастер-я
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
выставка
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
Раздел 7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
7.14
7.15
Изображение людей.
Рисование рисунка.
Изображение людей.
Выполнение в цвете.
«Летом на лугу».
Рисование рисунка
«Летом на лугу».
Перенесение рисунка на основу
«Летом на лугу».
Художественная роспись
«Моя Бурятия». Разработка эскиза.
2
«Моя Бурятия».
Перенесение рисунка на основу
«Моя Бурятия».
Художественная роспись
«Праздник Сурхарбан».
Рисование рисунка.
«Праздник Сурхарбан».
Выполнение в цвете
Итоговое занятие
Роспись на коже
Красота родного края.
Выполнение эскиза.
Красота родного края.
Рисование рисунка
Красота родного края.
Художественная роспись
Народный праздник.
Рисование эскиза.
Народный праздник.
Рисование рисунка.
Народный праздник.
Выполнение в цвете.
«Красота вокруг нас».
Разработка эскиза
«Красота вокруг нас».
Перенесение рисунка на основу.
«Красота вокруг нас».
Художественная роспись.
«Моя Бурятия».
Рисование рисунка.
«Моя Бурятия».
Перенесение рисунка на основу
«Моя Бурятия».
Выполнение в цвете
Выполнение рисунка в цвете.
Рисование по представлению птицы.
Выполнение рисунка.
Рисование по представлению птицы
Перенесение рисунка на основу.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
46
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
0
2
0
2
0
7
1
2
39
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
0
2
1
1
0
2
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
устный
опрос
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
Творямастер-я
2
7.20
Рисование по представлению птицы.
Художественная роспись
«Пастушонок». Рисование рисунка.
«Пастушонок». Рисование на основе.
«Пастушонок».
Художественная роспись
Рисование рисунка по представлению.
7.21
Рисование рисунка по представлению.
2
7.22
7.23
Раздел 8
Самостоятельная работа
Итоговое занятие
Мероприятия
воспитывающего
познавательного характера.
«День матери»
«Новый год»
«8 марта»
«23 февраля»
«9 мая»
Фестиваль «Радость творчества»
7.16
7.17
7.18
7.19
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
Итого
и
0
2
2
2
2
1
0
1
2
0
2
2
1
1
0
2
2
2
12
0
0
0
2
2
12
2
2
2
2
2
2
216
0
0
0
0
0
0
41
2
2
2
2
2
2
175
Творямастер-я
Творямастер-я
выставка
участие
участие
участие
участие
участие
участие
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Вводный.
Теория:Цели и задачи работы. План работы объединения. Техника
безопасности. Правила поведения в кружке. Организация рабочего места.
Диагностика.
Практика:Проверка начальных знаний и умений. Знание цветовой
гаммы.
Раздел 2. Композиция, цвет в росписи.
Теория: Краткие
сведения
по
цветоведению,
композиции.
Ознакомление с различными орнаментами, инструментами, правилами
пользования ими. Линии чертежа и рисунка, их различие. Общее понятие о
композиционном расположении рисунка, пропорциях. Цветовой круг.
Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и
эмоционально-психологическое
воздействие
цвета
на
восприятие.
Символическое значение цвета. Техника смешения красок.
Практика: Первоначальные упражнения по проведению прямых и
кривых линий от руки. Деление их на части на глаз. Построение простых
плоских орнаментов, рисование кистью с нажимом: квадрат, треугольник,
овал, круг. Элементы, состоящие из прямых линий, дуг и окружностей.
Рисование отдельных деталей растений и цветов. Использование гуаши.
Раздел 3. Роспись по дереву.
Теория:Основные виды традиционной росписи по дереву у народов
Бурятии. Перенос эскиза на деревянную поверхность. Нанесение фона
композиции. Нанесение основных цветовых пятен композиции. Разработка и
оживка элементов композиции. Роспись изделия. Покрытие изделия лаком.
Оформление готового изделия.
Практика: Определение видов росписи. Технологические работы с
красками (разведение, нанесение на бумагу, дерево).
Оборудование:деревянные дощечки, краски «гуашь», кисти, карандаш,
ластик, баночка для воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 4. Родные мотивы Бурятии.
Теория: Виды бурятского орнамента. Элементы орнамента на одежде,
предметах быта у народов Бурятии. Бурятский костюм.
Практика: Рисование рисунка по представлению.
Оборудование: деревянные дощечки, краски «гуашь», кисти, карандаш,
ластик, баночка для воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 5. Роспись по кости.
Теория: Отличительные особенности изображения на плоскости и в
объеме. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Практика: Выполнение сюжетной росписи на кости.
Оборудование: кости (лопатка), краски «гуашь», кисти, карандаш,
ластик, баночка для воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 7. Роспись панно.
Теория:Основные приемы росписи панно, композиция. Перенос эскиза
на поверхность. Нанесение фона композиции. Нанесение основных цветовых
пятен композиции. Разработка и оживка элементов композиции. Роспись
изделия. Покрытие изделия лаком. Оформление готового изделия.
Практика: Технологические работы с красками (разведение, нанесение
на бумагу, дерево). Выполнение панно на разную тематику, в разных
композиционных формах.
Оборудование: краски «гуашь», кисти, карандаш, ластик, баночка для
воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 7. Роспись на коже.
Теория: Нанесение сюжетной композиции на коже. Нанесение
основных цветовых пятен рисунка композиции.
Практика:Выполнение сюжетной росписи на коже.
Оборудование: кожа, акриловые краски, кисти, карандаш, ластик,
баночка для воды, палитра;
Раздел 8. Мероприятия воспитывающего и познавательного
характера.
Участие в мероприятиях, подготовка выставок на «День матери»,
«Новый год», «8 марта», «23 февраля», «9 мая», участие в фестивале
«Радость творчества».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Т.О. «Это удивительная роспись»
2 группа 2 год обучения
Расписание: понедельник, среда, пятница
№
п/п
Название разделов, тем
Раздел 1
1.1
1.2
Вводный
Введение в программу
Значение декоративно-прикладного
искусства.
Композиция, цвет в росписи
Основы изобразительной грамоты
Цветоведение, колористика
Декоративная композиция
Композиция. Составление рисунка
Композиция. Выполнение в цвете
Роспись по дереву.
Составление эскиза.
Цветовое решение эскиза.
Рисование по представлению
Рисование по представлению.
«Диковинная птица».
Разработка эскиза
«Диковинная птица».
Перенесение рисунка на основу
«Диковинная птица».
Художественная роспись
«Птицы».
Работа над эскизом
«Птицы». Перенесение рисунка на
основу
«Птицы». Художественная роспись
«Лесные звери». Разработка эскиза
«Лесные звери».
Перенесение рисунка на основу.
«Лесные звери».
Художественная роспись
«Домашние животные».
Рисование эскиза
«Домашние животные».
Перенесение рисунка на основу
«Домашние животные».
Художественная роспись
Покрытие лаком.
Итоговое занятие
Родные мотивы Бурятии.
Составление рисунка.
«Мой край родной».
Разработка эскиза
Раздел 2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Раздел 3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
Раздел 4
4.1
4.2
Сроки
проведе
ния
Проведе
но по
факту
Место
проведе
ния
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
Приме
чание
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
Раздел 5
5.1
5.2
5.3
5.4.
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
«Мой край родной».
Продолжать работать над рисунком
«Мой край родной».
Выполнение в цвете
«Жизнь кочевников. Юрта».
Рисование эскиза
«Жизнь кочевников. Юрта».
Перенесение рисунка на основу
«Жизнь кочевников.
Юрта».Художественная роспись
Культовая архитектура – Дацаны
Разработка эскиза
Культовая архитектура – Дацаны
Перенесение рисунка
Культовая архитектура – Дацаны
Художественная роспись
Конь в жизни бурята.
Рисование эскиза
Конь в жизни бурята.
Перенесение рисунка на основу
Конь в жизни бурята.
Художественная роспись
«Дангина».
Разработка эскиза
«Дангина».Пернесение рисунка
«Дангина». Художественная
роспись
Рисование по представлению.
Рисование эскиза
Рисование по представлению.
Выполнение в цвете
«Батыр». Разработка эскиза
«Батыр». Художественная роспись
Итоговое занятие
Роспись по кости.
Выполнение эскиза работы.
Изображение животных.
Рисование эскиза
Изображение животных.
Перенесение рисунка на основу
Изображение животных.
Выполнение в цвете
Изображение птиц
Разработка эскиза
Изображение птиц.
Перенесение рисунка на основу
Изображение птиц.
Художественная роспись
Роспись.
Рисование рисунка по
представлению.
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
Раздел 6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
Раздел 7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
Рисование по представлению
Изображение диких животных.
Разработка эскиза
Изображение диких животных.
Перенесение рисунка на основу
Изображение диких животных.
Художественная роспись
Покрытие изделия лаком.
Итоговое занятие
Роспись панно
«Друзья». Работа над эскизом.
«Друзья».
Перенесение рисунка на основу
«Друзья». Выполнение в цвете
«Овечки». Составление рисунка.
«Овечки». Художественная
роспись.
Составление рисунка.
Изображение людей.
Работа над эскизом.
Изображение людей.
Рисование рисунка.
Изображение людей.
Выполнение в цвете.
«Летом на лугу».
Рисование рисунка
«Летом на лугу».
Перенесение рисунка на основу
«Летом на лугу».
Художественная роспись
«Моя Бурятия». Разработка эскиза.
«Моя Бурятия».
Перенесение рисунка на основу
«Моя Бурятия».
Художественная роспись
«Праздник Сурхарбан».
Рисование рисунка.
«Праздник Сурхарбан».
Выполнение в цвете
Итоговое занятие
Роспись на коже
Красота родного края.
Выполнение эскиза.
Красота родного края.
Рисование рисунка
Красота родного края.
Художественная роспись
Народный праздник.
Рисование эскиза.
Народный праздник.
Рисование рисунка.
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
7.14
7.15
7.16
7.17
7.18
7.19
7.20
7.21
7.22
7.23
Раздел 8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
Народный праздник.
Выполнение в цвете.
«Красота вокруг нас».
Разработка эскиза
«Красота вокруг нас».
Перенесение рисунка на основу.
«Красота вокруг нас».
Художественная роспись.
«Моя Бурятия».
Рисование рисунка.
«Моя Бурятия».
Перенесение рисунка на основу
«Моя Бурятия».
Выполнение в цвете
Выполнение рисунка в цвете.
Рисование по представлению
птицы. Выполнение рисунка.
Рисование по представлению птицы
Перенесение рисунка на основу.
Рисование
по
представлению
птицы. Художественная роспись
«Пастушонок». Рисование рисунка.
«Пастушонок». Рисование на
основе.
«Пастушонок».
Художественная роспись
Рисование рисунка по
представлению.
Рисование рисунка по
представлению.
Самостоятельная работа
Итоговое занятие
Мероприятия воспитывающего и
познавательного характера.
«День матери»
«Новый год»
«8 марта»
«23 февраля»
«9 мая»
Фестиваль «Радость творчества»
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - совершенствовать творческие способности посредством
декоративно-прикладной деятельности с опорой на народное искусство.
Задачи:
Обучающие:
овладеть
художественным
мастерством
в
области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
научить различным техническим приемам изобразительного и
декоративно-прикладного творчества;
познакомить с разнообразием художественных материалов
(акварелью, гуашью, тушью, пастелью сухой и масляной, акриловыми
красками, гелиевыми ручками, маркерами, различными типами бумаги);
научить работать различными художественными материалами;
расширить и углубить познания о предметах и явлениях
окружающего мира и мира культуры;
овладеть образным языком изобразительного, декоративноприкладного искусства.
Развивающие:
развивать интерес к сфере изобразительного, декоративноприкладного искусства;
способствовать развитию и формированию художественных и
потенциальных способностей детей;
развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание, фантазию, наблюдательность;
Воспитательные:
создать условия для эстетического воспитания детей;
содействовать формированию художественной культуры;
создать условия для формирования творческой активности;
содействовать формированию культуры трудовой деятельности;
воспитать видение прекрасного в жизни и искусстве;
воспитать
культуру
общения
в
коллективе,
чувство
взаимовыручки и коллективизма.
Обучающиеся должны знать:
Особенности растительных орнаментов, о вариантах его
стилизации в культуре народов Востока;
приемы стилизации животного мира;
художественные особенности бурятской культовой архитектуры;
о художественных особенностях бурятского народного костюма;
приемы работы с различными материалами – бумагой, деревом,
камнями, костьми, кожей.
Обучающиеся должны уметь:
передавать в рисунке графические и декоративные умения и
навыки при изображении композиции;
исправлять ошибки в своем рисунке;
развивать эстетический и художественный вкус, композиционное
мышление, творческую активность;
развивать
наблюдательность,
умение
анализировать
произведения художников,
воспитывать эстетический и художественный вкус, уважение и
любовь к народным традициям, культуре;
Виды и формы контроля:
Входной контроль – тест, опрос.
Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии),
взаимоконтроль, творческие мастерские, устные опросы.
Промежуточный контроль - итоговое занятие в конце каждого раздела
в форме просмотра и выставки.
Итоговый контроль в конце учебного года – это просмотр и анализ всех
работ и достижений за учебный год.Показ лучших работ на выставке
фестиваля «Радость творчества».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Раздел 1
1.1
1.2
1.3
Раздел 2
2.1
Вводный
Введение в программу
Изображение разных видов птиц.
Изображение разных видов животных
Основные элементы в росписи
Составление сюжетной композиции
Всего
часов
6
2
2
2
16
2
2.2
Тематическое рисование
2
1
1
2.3
2.4
Разработка эскиза в цвете
Сюжетная композицией.
Рисование эскиза
Сюжетная композицией.
Прорисовка деталей.
Сюжетная композицией.
Художественная роспись
Роспись изделия.
Работа над эскизом.
Роспись изделия.
Работа в цвете
Роспись по дереву
Составление эскиза.
Цветовое решение эскиза.
Выполнение эскиза в цвете
2
2
1
1
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
30
2
2
2
7
1
1
1
23
1
1
1
Рисование по представлению дикие звери.
Выбор сюжета
2
1
1
№
2.5
2.6
2.7
2.8
Раздел 3
3.1
3.2
3.3
3.4
Название разделов, темы
Теор.
Практ.
4
2
1
1
5
1
2
0
1
1
11
1
Формы
контроля
тест
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
опрос
устный
опрос
Творямастер-я
2
0
2
2
1
1
2
0
2
3.8
3.9
3.10
Рисование по представлению дикие звери.
Художественная роспись
Рисование по представлению птицы.
Нанесение контуров на основу.
Рисование по представлению птицы.
Роспись в цвете.
«Дангина». Работа над эскизом
«Дангина». Прорисовка деталей.
«Дангина». Художественная роспись
2
2
2
1
0
0
1
2
2
3.11
«Батыр». Работа над эскизом
2
1
1
3.12
3.13
3.14
3.15
Раздел 4
4.1
4.2
2
2
2
2
42
2
2
0
0
0
0
8
1
1
2
2
2
2
34
1
1
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
2
1
0
1
2
4.8
«Батыр». Прорисовка деталей
«Батыр». Художественная роспись
Покрытие изделие лаком
Итоговое занятие
«Родные мотивы Бурятии»
Выполнение творческого задания
«Степная история».
Рисование эскиза
«Степная история».
Художественная роспись
«Мой край родной».
Работа над эскизом.
«Мой край родной».
Художественная роспись.
«Родная природа». Разработка эскиза
«Родная природа».
Прорисовка деталей
«Родная природа». Работа в цвете
2
0
2
4.9
«Моя Бурятия». Рисование эскиза
2
0
2
4.10
4.11
2
2
1
0
1
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
4.15
«Моя Бурятия». Прорисовка деталей
«Моя Бурятия».
Художественная роспись
«Жизнь кочевников. Юрта». Разработка
эскиза
«Жизнь кочевников. Юрта». Прорисовка
деталей
«Жизнь кочевников. Юрта». Художественная
роспись
«Сагаалган». Рисование рисунка
2
1
1
4.16
«Сагаалган». Прорисовка деталей
2
0
2
4.17
«Сагаалган».
Художественная роспись
«Вселенная кочевника».
Работа над сюжетом.
«Вселенная кочевника».
2
0
2
2
0
2
2
1
1
3.5
3.6
3.7
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.12
4.13
4.14
4.18
4.19
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
выставка
опрос
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
4.20
Нанесение контуров на основу
«Вселенная кочевника».
Роспись в цвете
Итоговое занятие
Стилизованная роспись по кости
Составление рисунка
2
0
2
2
34
2
0
6
1
2
28
1
Изображение коней.
Рисование пропорции коня.
Изображение коней.
Прорисовка деталей
Изображение коней.
Художественная роспись
Изображения людей.
Рисование пропорции человека
Изображения людей
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
Изображения людей.
Художественная роспись
Рисование рисунка по представлению
Составление сюжетной композиции
2
0
2
2
2
0
1
2
1
Птицы Бурятии.
Рисование пропорции птиц
Птицы Бурятии. Прорисовка деталей
Птицы Бурятии.
Художественная роспись
Животные.
Рисование пропорции животного.
Животные Прорисовка деталей.
2
1
1
2
2
0
0
2
2
2
1
1
2
0
2
5.15
5.16
5.17
Раздел 6
6.1
Животные. Художественная роспись
Покрытие изделия лаком.
Итоговое занятие
Роспись на коже
2
2
2
38
2
0
0
0
6
2
2
2
32
6.2
Народный праздник.
Разработка эскиза
Народный праздник
Прорисовка деталей.
Народный праздник.
Художественная роспись
Национальные традиции в культуре народа.
Разработка эскиза
Национальные традиции в культуре народа.
Прорисовка деталей
Национальные традиции в культуре народа.
Художественная роспись.
Выполнение эскиза работы.
Составление рисунка
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
4.21
Раздел 5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
Рисование по представлению.
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
2
0
2
2
2
2
2
0
1
0
0
2
1
2
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
38
2
2
0
6
2
32
1
1
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
2
1
1
2
0
2
2
0
2
7.13
7.14
7.15
Выполнение эскиза работы.
Работа в цвете.
Рисование рисунка по представлению
Приезд гостей. Разработка эскиза.
Приезд гостей. Прорисовка деталей
Приезд гостей
Художественная роспись.
«Праздник Сурхарбан».
Разработка эскиза
«Праздник Сурхарбан».
Прорисовка деталей
«Праздник Сурхарбан».
Художественная роспись
Составление сюжетной композиции. Выбор
сюжета
Составление сюжетной композиции.
Художественная роспись
Итоговое занятие
Роспись по камню
Выполнение эскиза работы.
Выполнение рисунка в цвете.
Разработка эскиза
Выполнение рисунка в цвете.
Художественная роспись
Изображение животных.
Рисование пропорции.
Изображение животных.
Прорисовка деталей.
Изображение животных.
Художественная роспись
Изображение водного мира.
Разработка эскиза
Изображение водного мира
Прорисовка деталей.
Изображение водного мира
Художественная роспись.
Сюжетная композиция.
Разработка эскиза.
Сюжетная композиция.
Прорисовка деталей
Сюжетная композиция.
Художественная роспись.
Птицы. Рисование пропорции.
Птицы. Прорисовка деталей
Птицы. Художественная роспись
2
2
2
1
0
0
1
2
2
7.16
7.17
7.18
7.19
Раздел 8
Выполнение эскиза на свободную тему
Выполнение в цвете
Самостоятельная работа
Итоговое занятие
Мероприятия воспитывающего и
2
2
2
2
12
0
1
0
0
0
2
1
2
2
12
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
Разд2ел 7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
выставка
устный
опрос
Творямастер-я
устный
опрос
Творямастер-я
опрос
Творямастер-я
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
Итого
познавательного характера.
«День матери»
«Новый год»
«8 марта»
«23 февраля»
«9 мая»
Фестиваль «Радость творчества»
2
2
2
2
2
2
216
0
0
0
0
0
0
42
2
2
2
2
2
2
174
участие
участие
участие
участие
участие
участие
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Вводный.
Теория:Встреча с коллективом, составление расписания занятий,
беседа о летних впечатлениях, планах на текущий учебный год.
Практика:Выполнение
творческого
задания.Используя
для
изображения только приём «примакивания» кисти.
Раздел 2. Основные элементы в росписи.
Теория:Упражнения по постановки руки. Отработка учащимися
основных элементов росписи. Использование карточек и таблиц с образцами
для самостоятельной работы.
Практика:Построение простых плоских орнаментов, рисование кистью
с нажимом: квадрат, треугольник, овал, круг. Элементы, состоящие из
прямых линий, дуг и окружностей. Использование гуаши и акварели.
Раздел 3. Роспись по дереву.
Теория: Задачи и содержание работы в мастерской. Внутренний
распорядок в мастерской, общие правила безопасности труда и личной
гигиены. Особенности построений композиций. Определение видов росписи.
Практика:Перенос эскиза на деревянную поверхность. Нанесение фона
композиции. Нанесение основных цветовых пятен композиции. Разработка
сюжетной композиции и выполнение эскиза деревянного панно, используя в
качестве основного мотива. Роспись изделия. Покрытие изделия лаком.
Оформление готового изделия.Технологические работы с красками
(разведение, нанесение на бумагу, дерево).
Оборудование: деревянные дощечки, краски «гуашь», кисти, карандаш,
ластик, баночка для воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 4. «Родные мотивы Бурятии».
Теория: Родные мотивы, природа родного края, предметы быта у
народов Бурятии, интерес к культуре Востока.
Практика:Рисование рисунка по представлению.
Роспись 5. Стилизованная роспись по кости.
Теория:Определение видов росписи.
Практика:Отличительные особенности изображения на плоскости и в
объеме. Составление сюжетной композиции. Цветовая палитра в каждом
виде росписи.
Оборудование: кости животного (лопатка), краски «гуашь», кисти,
карандаш, ластик, баночка для воды, палитра, бесцветный лак.
Раздел 6. Роспись на коже.
Теория: Нанесение сюжетной композиции на коже. Нанесение
основных цветовых пятен рисунка композиции. Роспись с соблюдением
последовательности выполнения работы.
Практика: Выполнение сюжетной росписи на коже.
Оборудование: кожа, краски «акрил», кисти, карандаш, ластик, баночка
для воды, палитра, бесцветный лак;
Раздел 7. Роспись по камню.
Теория: Краткие
сведения
по
цветоведению,
композиции.
Ознакомление с различными рисунками. Инструменты, правила пользования
ими.
Линии чертежа и рисунка, их различие. Общее понятие о
композиционном расположении рисунка, пропорциях.
Практика: первоначальные упражнения по проведению прямых и
кривых линий от руки. Техника смешения красок. Технические упражнения.
Раздел 8. Мероприятия воспитывающего и познавательного
характера.
Участие в мероприятиях, подготовка выставок на «День матери»,
«Новый год», «8 марта», «23 февраля», «9 мая», участие в фестивале
«Радость творчества».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Т.О. «Это удивительная роспись»
3 группа 3 год обучения
Расписание: вторник, четверг, суббота
№
п/п
Название разделов, тем
Раздел 1
1.1
1.2
1.3
Вводный
Введение в программу
Изображение разных видов птиц.
Изображение
разных
видов
животных
Основные элементы в росписи
Составление
сюжетной
композиции
Тематическое рисование
Разработка эскиза в цвете
Сюжетная композицией.
Рисование эскиза
Сюжетная композицией.
Прорисовка деталей.
Сюжетная композицией.
Художественная роспись
Роспись изделия.
Работа над эскизом.
Роспись изделия.
Работа в цвете
Роспись по дереву
Составление эскиза.
Цветовое решение эскиза.
Выполнение эскиза в цвете
Рисование по
представлению
дикие звери. Выбор сюжета
Рисование по
представлению
дикие звери. Художественная
роспись
Рисование по представлению
птицы.Нанесение контуров на
основу.
Рисование по представлению
птицы.Роспись в цвете.
«Дангина». Работа над эскизом
«Дангина». Прорисовка деталей.
«Дангина».
Художественная
роспись
«Батыр». Работа над эскизом
«Батыр». Прорисовка деталей
«Батыр». Художественная роспись
Покрытие изделие лаком
Раздел 2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Раздел 3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
Сроки
проведени
я занятия
Провед.
по
факту
Место
провед.
занятия
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
Приме
чание
3.15
Раздел 4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
Раздел 5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
Итоговое занятие
«Родные мотивы Бурятии»
Выполнение творческого задания
«Степная история».
Рисование эскиза
«Степная история».
Художественная роспись
«Мой край родной».
Работа над эскизом.
«Мой край родной».
Художественная роспись.
«Родная природа». Разработка
эскиза
«Родная природа».
Прорисовка деталей
«Родная природа». Работа в цвете
«Моя Бурятия». Рисование эскиза
«Моя
Бурятия».
Прорисовка
деталей
«Моя Бурятия».
Художественная роспись
«Жизнь
кочевников.
Юрта».
Разработка эскиза
«Жизнь
кочевников.
Юрта».
Прорисовка деталей
«Жизнь
кочевников.
Юрта».
Художественная роспись
«Сагаалган». Рисование рисунка
«Сагаалган». Прорисовка деталей
«Сагаалган».
Художественная роспись
«Вселенная кочевника».
Работа над сюжетом.
«Вселенная кочевника».
Нанесение контуров на основу
«Вселенная кочевника».
Роспись в цвете
Итоговое занятие
Стилизованная
роспись
по
кости
Составление рисунка
Изображение коней.
Рисование пропорции коня.
Изображение коней.
Прорисовка деталей
Изображение коней.
Художественная роспись
Изображения людей.
Рисование пропорции человека
Изображения людей
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16
5.17
Раздел 6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
Изображения людей.
Художественная роспись
Рисование
рисунка
по
представлению
Составление
сюжетной
композиции
Птицы Бурятии.
Рисование пропорции птиц
Птицы
Бурятии.
Прорисовка
деталей
Птицы Бурятии.
Художественная роспись
Животные.
Рисование пропорции животного.
Животные Прорисовка деталей.
АСОШ
Животные.
Художественная
роспись
Покрытие изделия лаком.
АСОШ
Итоговое занятие
Роспись на коже
Рисование по представлению.
Народный праздник.
Разработка эскиза
Народный праздник
Прорисовка деталей.
Народный праздник.
Художественная роспись
Национальные
традиции
в
культуре
народа.
Разработка
эскиза
Национальные
традиции
в
культуре народа. Прорисовка
деталей
Национальные
традиции
в
культуре народа. Художественная
роспись.
Выполнение эскиза работы.
Составление рисунка
Выполнение эскиза работы.
Работа в цвете.
Рисование
рисунка
по
представлению
Приезд гостей. Разработка эскиза.
Приезд
гостей.
Прорисовка
деталей
Приезд гостей
Художественная роспись.
«Праздник Сурхарбан».
Разработка эскиза
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
«Праздник Сурхарбан».
Прорисовка деталей
6.16
«Праздник Сурхарбан».
Художественная роспись
6.17
Составление
сюжетной
композиции. Выбор сюжета
6.18
Составление
сюжетной
композиции.
Художественная
роспись
6.19
Итоговое занятие
Разд2ел 7 Роспись по камню
7.1
Выполнение эскиза работы.
7.2
Выполнение рисунка в цвете.
Разработка эскиза
7.3
Выполнение рисунка в цвете.
Художественная роспись
7.4
Изображение животных.
Рисование пропорции.
7.5
Изображение животных.
Прорисовка деталей.
7.6
Изображение животных.
Художественная роспись
7.7
Изображение водного мира.
Разработка эскиза
7.8
Изображение водного мира
Прорисовка деталей.
7.9
Изображение водного мира
Художественная роспись.
7.10
Сюжетная композиция.
Разработка эскиза.
7.11
Сюжетная композиция.
Прорисовка деталей
7.12
Сюжетная композиция.
Художественная роспись.
7.13
Птицы. Рисование пропорции.
7.14
Птицы. Прорисовка деталей
7.15
Птицы. Художественная роспись
7.16
Выполнение эскиза на свободную
тему
7.17
Выполнение в цвете
7.18
Самостоятельная работа
7.19
Итоговое занятие
Раздел 8 Мероприятия воспитывающего и
познавательного характера.
8.1
«День матери»
8.2
«Новый год»
8.3
«8 марта»
8.4
«23 февраля»
8.5
«9 мая»
8.6
Фестиваль «Радость творчества»
6.15
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
АСОШ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебная деятельность.
Уровни освоения программы. Программа подразделяется на три
уровня сложности: 1год - стартовый, 2год - базовый, 3 год - продвинутый.
На 1 году обучения дети усваивают правила техники безопасности и
навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для художественной
росписи инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию,
композиции
и
осваивают
базовую
систему
понятий
и
определений.Происходит изучение и овладение учебным материалом от
простого к сложному, то есть виды заданий и работ усложняются в
зависимости от совершенствования умений и навыков.
На 2 году обучения научившись элементарным навыкам работы,
учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
На 3 году обучения совершенствуется в выполнении более
усложненных творческих работ.
Принцип формирования учебных групп.
Программа ориентирована на младший школьный возраст. Но группы
могут быть сформированы из ребят разного возраста. Приём в объединение
свободный, проводится по желанию детей и родителей.
Группы второго и последующих лет обучения могут быть пополнены
вновь прибывшими обучающимися уже подготовленными. В этом случае
новичкам на занятиях даются дифференцированные, индивидуальные
задания для того, чтобы обучающиеся могли комфортно влиться в уже
существующую группу. Уменьшение числа учащихся в группах на втором и
третьем уровнях обучения объясняется увеличением объема и сложности
изучаемого материала.
Формы организации занятия.
Основной формой работы является практическое занятие.
Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется
практическими занятиями.
Индивидуальная самостоятельная работа, позволяет осуществлять
индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях.
Групповая и коллективная работа, учит сотворчеству, позволяет
развивать чувство ответственности, сопереживания, подчинение своих
интересов общей цели, помогает повысить их самооценку.
Для повышения интереса обучающихся использую игры, викторины,
мастер-классы, экскурсии, просмотры фильмов.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
На занятиях используются различные методы обучения:
словесные (объяснение, беседа);
наглядные (объяснительно- иллюстрированный). Использование
наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому
материалу,
способствует
развитию
внимания,
воображения,
наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, журналов и книг, фотографий, образцов
изделий, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
практические (самостоятельная работа).
Методы воспитания: (убеждение, поощрение, мотивация, метод
примера);
Технологии и методики
Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к
обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков,
темперамента и особенностей характера.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема
изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией обучающихся на различные
требования к его усвоению. Также в образовательном процессе применяю
технологии индивидуального, группового подхода, личностно-ориентированного,
разноуровнего обучения.
Дидактический материал:плакаты, образцы орнаментов, готовые
изделия работ учащихся, технологические карты.
Воспитывающая деятельность
Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных
воспитательных дел, включающих игры, элементы воспитательной беседы и
индивидуальные консультации. Занятия по рукоделию способствуют
воспитанию творческого отношения к труду, целеустремленности,
усидчивости, аккуратности и благотворно влияют на нервную систему.
Обучающиеся
учатся
познавать
себя,
узнают
о
путях
самосовершенствования, формируется потребность в самоорганизации и
здоровом образе жизни. Проведение информационных часов, посвященных
памятным датам календаря, тематические беседы воспитывают в детях
чувство патриотизма и любовь к родному краю.
Развивающая деятельность
Занятия по программе развивают художественное воображение,
творческую инициативу, фантазию, моторику рук и глазомер, чувство цвета
и
пропорциипамять,
воображение,
трудолюбие,
аккуратность,
дисциплинированность, умение добиваться поставленной цели, культуру
общения, коллективизма. Самостоятельная работа способствует развитию
уверенности в себе, внутреннюю свободу ребенка, чувство успешности.
развивают
образное
и
пространственное
мышление,
смекалку,
изобретательность,
Техническое обеспечение программы.
Кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, согласно
СанПин.
Материалы: деревянные дощечки, камни, кожа, кости животных
(лопатка), краски «гуашь», «акварель», акриловые краски, бумага для
акварельных, гуашевых работ, бесцветный лак, клей, ножницы, бумажные
салфетки;
Инструменты: кисти разной маркировки, простой карандаш, ластик,
баночка для воды, палитра, бумажные салфетки.
Основополагающая литература педагога для реализации
программы.
1.
Аллахвердова Е. Э.Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. –
М.: Издательство «АСТ», 2001.
2.
Антонов В.П.Народные художественные промыслы России:
Каталог-альбом. – М.:Издательство «Интербук-бизнес».2000.
3.
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства.
Ассоциация Какого цвета радуга.– М.: «АСТ», 1975.
4.
Клиентов А.Е. «Народные промыслы», – М.:Издательство «Белый
город». 2002.
5.
Крошо Э. Как рисовать. Акварель. – М.: «АСТ». 2002.
6.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. –
Л.:Издательство «Художник РСФСР». 1980.
7.
Неменский Б.М. Программы «Изобразительное искусство и
художественный труд» 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009.
8.
Огнева Д. В. Рисуем на камнях. – М.: «АСТ-Пресс». 2012.
9.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство;
книга для учителя. – М.:Просвещение, 1984.
10. Сборник книг. Роспись по камням.– Режим доступа:
https://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post205094537/
11. Соколова М.: Художественная роспись по дереву.– М.: Владос,
2005.
12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. – М.:Высшая
школа, 1992.
1.
Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.,Просвещение,
1991.
2.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.: Фиамант, 1999.
3.
Как вручную расписывают кожаный переплет.– Режим доступа:
https://www.primelibrary.ru/encyclopedia-perepleta/kak-vruchnuyu-raspisyvayutkozhanyy-pereplet/
4.
Котляр, Э.П.Дарума и Ванька-Встанька. – М.: Издательство:
«Детская литература», 1991.
5.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция (учебное пособие). –
М.: ВАЛДОС, 2006.
6.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.: Мозаика – синтез, 2002.
7.
Переделкина Г.П. Искусство смотреть и видеть (книга для
внеклассного чтения). – М.: Просвещение, 1982.
8.
Роспись по камню. Мастер-класс. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=OICtGkTDl-o
9.
Секреты акварели: 10 практических советов из 10 лучших книг
по акварели. Режим доступа:https://www.mann-ivanov-ferber.ru/creativitybooks/sekretyi-akvareli/
10. Смирнова Л.Н. Подарки своими руками.– М.:Вече, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного
продвижения ученикапо программе «».
(педагог:).
___полугодие (месяц) ____________ уч. г.
___ группа ___год обучения
№ ФИО
ребен
ка
1.
Предметные
результаты
1.1
Фо
рм
иро
ван
ие
зна
ний
,
уме
ний
,
нав
ык
ов
1
2
…
1.2
Влад
ение
спец
иаль
ной
терм
инол
огие
й
2.
Метапредметные
результаты
3.
Личностны Сре
е результаты
дни
й
бал
л
Критерии оценки уровня освоения образовательной программы и динамики личностного
продвижения ученика
1. Предметные
результаты
высокий
Критерии оценивания
оптимальный
недостаточный
Показатели
Уровень
Баллы
1.1
Форми
ровани
е
знаний
,
умени
й,
навык
ов
Объем
усвоен
ных
знаний
,
умени
3
йи
навыко
в
состав
ляет
1/3 –
1/2
Объем
усвоен
ных
знаний
,
умени
йи
4
навыко
в
состав
ляет
более
1/2 –
2/3
Объем
усвоен
ных
знаний
,
умени
йи
навыко
5
в
состав
ляет
2/3,
практи
чески
полнос
тью
1.2
Владе
ние
специ
ально
й
терми
нолог
ией
Избег
ает
употр
еблен
ие
специ
альны
х
терми
нов
Сочет
ает
специ
альну
ю
терми
нолог
ию с
бытов
ой
Специ
альны
е
терми
ны
употр
ебляе
т
осозн
анно
ив
полно
м
соотв
етстви
и
2. Метапредметные
результаты
3. Личностные
результаты