МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «КЯХТИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(30142)-91-4-27 сайт: cdo-kyahta.buryatschool.ru е-mail: cdo-kyachta@mail.ru Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_________________ от «___»____________20_____ г. Утверждаю: Директор МБУ ДО КЦДО: ___________________/ФИО/ «___»___________20____ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальный инструментальный ансамбль» Возраст детей:11-15лет Срок реализации программы: 2 года Автор программы: Ладыженский Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования 1 категории г. Кяхта 2020 год Пояснительная записка. Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая музыка становится первым кумиром и возможностью выразить себя, игра на музыкальных инструментах - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Занимаясь музыкой, ребенок осознает и утверждает себя как личность, приобретает необходимые ценностные ориентиры, развивает свои творческие возможности. Игра в ансамбле даёт возможность познакомиться со многими сверстниками. Выступая на мероприятиях почувствовать себя в роли настоящего артиста. Направленность программы. Программа вокально-инструментального ансамбля имеет художественную направленность и охватывает широкий круг произведений всех стилей и жанров, приобщает к основам мировой культуры, развивает музыкально-эстетический вкус, воспитывает нравственные чувства, приобщает к истинным духовым ценностям. Новизна предполагает освоение данной программы с использованием компьютерных приложений. Для общего развития используется такое приложение как «GuitarTuna», оно включает описание настройки гитары, первые слуховые упражнения для определения аккордов и буквенное их обозначения, расположение аккордов на грифе. Актуальность. В последние годы повышается актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения высокой эстетической культуры. Неотъемлемой частью ее реализации служит музыкальное воспитание. Актуальность программы обусловлена следующими позициями: поддержкой талантливых детей в реализации их творческих замыслов; развитием музыкально – исполнительских умений и навыков; организацией полноценного досуга детей. Активное привлечение обучающихся к занятиям оказывает несомненную помощь в воспитании любого контингента детей, так как непосредственно способствует организации их досуга. Интерес детей к вокально–инструментальному ансамблю позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непосредственно заняты в данном коллективе, а концерты, в которых приходится участвовать, ставят всех детей перед необходимостью воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины, а также точного выполнения конкретных задач. Педагогическая целесообразность заключается в том, что структура и содержание программы, формы и методы её реализации соответствуют поставленным целям и задачам. Программа направлена на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка. Целый ряд специальных практических заданий оказывают влияние на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка, способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Формы и методы обучения, используемые при реализации программы, полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Правильно организованная и тщательно продуманная работа «ВИА» способствует подъему общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, а также формирует нравственные и музыкально – эстетические взгляды, мировоззрение учащихся. Цель – развитие музыкальных способностей и формирование музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой деятельности через вокально-инструментальное исполнительство. Задачи: Обучающие: формировать знания и умения, предусмотренные программой; формировать исполнительские навыки в области музицирования и пения; развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления). Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор; развивать активное восприятие музыки; развивать коммуникативные социальные компетенции; развивать музыкальные, творческие, способности, внимание, память музыкальный слух, мышление, воображение, устойчивый глубокий интерес и любви к исполнительству. Воспитательные: формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве, самовыражении средствами музыки; воспитывать необходимые для жизни духовно–нравственные качества, нравственные установки; расширять музыкальный кругозор; сформировать умение коллективного взаимодействия при исполнении музыкальных произведений; воспитывать сценическое поведение. Отличительные особенности программы заключается в постепенном расширении и углублении знаний, в совершенствовании творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому. Адресат программы: Возраст детей - программа рассчитана на детей старшего школьного возраста 11-15 лет. Категории детей - в объединения принимаются все желающие без специальных навыков, специального отбора не производится. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения. 1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 216 часа. Организация учебной деятельности: Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 мин. с 10минутным перерывом); 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 мин. с 10минутным перерывом). Наполняемость групп: 1 год обучения – не менее 15 человек, 2 год обучения – не менее 12 человек. Прогнозируемые результаты 1 год обучения. Предметные: знать историю происхождения инструмента; общие сведений об инструментах (строй гитары, позиции), посадке исполнителя, положении гитары, постановки рук, извлечении звука; уметь правильно ставить аккорды, играть простейшие, сольные партии на одной струне; играть аккомпанемент для композиций «Кузнечик», «Во поле берёзка стояла», «Катюша»; извлекать звук такими способами как «арпеджио», «щипковый», перебор «шестёрочка». Метапредметные: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Личностные: осуществление выбора, чье мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения); описывание своих чувств и ощущений от произведений; толерантное отношение к результатам других обучающихся; формирование добросовестного отношения к работе; расширение словарного запаса и кругозора, посредством тематических бесед. 2 год обучения. Предметные: изучение щипкового способа средней сложности в композиции «Неаполитанская песенка»; освоение прямого боя в композиции «Спейс», колоритный бой в композиции «Испанский мотив», «Летит кондор»; освоение щипкового способа игры на гитаре в 3/4 - композиция «В землянке». Умение соло-гитаристов играть свои партии в каждой из этих композиций. Метапредметные: умение оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Личностные: развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях; осуществление выбора, чье мнение принять; описывание своих чувств и ощущений от изделий декоративноприкладного искусства; формирование добросовестного отношения к работе; Способы определения результативности: педагогический анализ результатов в виде просмотров и прослушиваний. мониторинг в виде диагностики личностного роста и продвижения проводится каждое полугодие (Приложение 1); 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель – первоначальное овладение музыкальной грамотой и навыками игры на гитаре. Задачи: Обучающие - формирование познавательного интереса к вокальному и инструментальному исполнительству. Овладение начальными знаниями музыкальной грамоты и игры на гитаре; Развивающие - развитие музыкально-эстетического вкуса; Воспитательные расширение музыкального кругозора; формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма. Обучающиеся должны знать: устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, технику безопасности. историю появления гитары. посадку гитариста. постановку правой и левой руки, переборы, аккорды. условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов. особенности исполнения музыкальных произведений: мажор, минор. настройку гитары, перетяжку струн. Обучающиеся должны уметь: настраивать гитару. работать с самоучителем. правильно сидеть, перемещать руки при игре на инструменте, самостоятельно определять аккорды. участвовать в организации мини-концертов объединения, в отчетных концертах. Виды и формы контроля. Входящий контроль – беседа, опрос. Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии), обсуждение, выполнение нормативов. Промежуточный контроль – просмотр, прослушивание, анализ. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме анализа работы (оценивается сумма показателей: усвоение программы, достижения и участие в конкурсах, концертах, мероприятиях за год). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения № Раздел 1. 1.1 Название разделов, темы 1.3 1.4 1.5 Музыкально-теоретические дисциплины Введение. История возникновения гитары. Разновидности гитар Простота и доступность инструмента в быту. Тональность. Интервалы в пределах октавы Построение аккордов в мажоре и миноре 1.6 Итоговое занятие 1.2 Всего Тео часов рия 12 8 2 2 2 2 Прак тика 4 - 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 20 5 15 2 2 2 2 1 - 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Итоговое занятие 2 1 1 Раздел 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 30 2 2 2 2 2 9 2 1 1 1 21 1 2 1 1 2 2 - 2 2 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 Композиция «Кузнечик» Знакомство с композицией «Кузнечик» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 - 1 1 2 2 2 2 3.15 Итоговое занятие 2 - Раздел 4. Композиция «Во поле березка стояла» Знакомство с композицией «Во поле березка стояла» Настройка гитары Постановка левой и правой руки 30 2 11 2 19 - 2 2 1 - 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3.5 3.6 3.7 4.1 4.2 4.3 беседа прослуши вание Способы освоения инструмента. Гитара 6 струнная. Настройка гитары Посадка исполнителя Постановка левой и правой руки Арпеджио –движение большим пальцем правой руки вниз Щипковый способ извлечения звука Щипковый способ извлечения звука Перебор - шестёрочка Перебор - шестёрочка Исполнение различных ритмов. Раздел 2. Формы контроля прослуши вание 2 прослуши вание 2 2 1 1 1 1 2 2 1 - 1 2 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 - 1 1 2 2 1 1 4.15 Итоговое занятие 2 - 2 Раздел 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 Композиция «Катюша» Знакомство с композицией «Катюша» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Певческая установка. Вокал как ведущая партия ансамбля Простые размеры.-2/4 Простые размеры. -4/4 Разминочные упражнениядля голосовых связок Разучивание песен, дикция при пении Разучивание песен, дикция при пении Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению 36 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 22 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 - 1 1 2 1 2 1 2 1 1 2 Итоговое занятие 2 - 2 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера День матери Новый год 8 Марта 9 Мая Фестиваль «Радость творчества» 10 0 10 2 2 2 2 2 144 62 2 2 2 2 2 82 4.4 4.5 4.6 4.7 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 Раздел 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Итого прослуши вание прослуши вание СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Раздел 1. Музыкально-теоретические дисциплины. Теория: история возникновения гитары их разновидность простота и доступность инструмента. Практика: построение аккордов в мажоре и миноре. Оборудование: гитара. Раздел 2. Способы освоения инструмента-гитара 6-ти струнная. Теория: знакомство с основными способами извлечения звука. Практика: арпеджио, щипковый способ, перебор шестёрочка. Оборудование: гитара. Раздел 3. Композиция «Кузнечик». Теория: знакомство с композицией наглядная позиция рук, аппликатура – пальцовка. Практика: сольное исполнение композиции совместно с аккомпанементом, подготовка к концертному исполнению. Оборудование: гитара Раздел 4. Композиция «Во поле березка стояла». Теория: знакомство с композицией. Практика: освоение позиции пальцев при игре сольной партии. совместно с аккомпанементом, подготовка к концертному исполнению. Оборудование: гитара. Раздел 5. Композиция «Катюша». Теория: знакомство с композицией характер и художественный образ произведения. Практика: исполнение сольной партии и аккомпанемента в группе подготовка к концертному исполнению. Оборудование: гитара. Раздел 6. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера. Теория: ознакомление детей со значимостью календарных праздников Практика: участие в мероприятиях: день матери, новый год, 8 марта, 9мая, фестиваль «Радость творчества». Оборудование: гитара. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТО «Вокально-инструментальный ансамбль» Группа, год обучения: 1группа, 1 год обучения Расписание: № Раздел 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Раздел 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Раздел 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Название разделов, тем Музыкально-теоретические дисциплины Введение. История возникновения гитары. Разновидности гитар Простота и доступность инструмента в быту. Тональность. Интервалы в пределах октавы Построение аккордов в мажоре и миноре Итоговое занятие Способы освоения инструмента -гитара 6-ти струнная. Настройка гитары Посадка исполнителя Постановка левой и правой руки Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Щипковый способ извлечения звука Щипковый способ извлечения звука Перебор - шестёрочка Перебор - шестёрочка Исполнение различных ритмов. Итоговое занятие Композиция «Кузнечик» Знакомство с композицией «Кузнечик» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение Сроки провед. занятия Провед. занятия по факту Место провед. занятия Примечание 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 Раздел 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 Раздел 5. 5.1 большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Композиция «Во поле березка стояла» Знакомство с композицией «Во поле березка стояла» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Композиция «Катюша» Знакомство с композицией «Катюша» 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 Раздел 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Певческая установка. Вокал как ведущая партия ансамбля Простые размеры.-2/4 Простые размеры. -4/4 Разминочные упражнениядля голосовых связок Разучивание песен, дикция при пении Разучивание песен, дикция при пении Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Мероприятия воспитывающего и познавательного характера День матери Новый год 8 Марта 9 Мая Фестиваль «Радость творчества» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТО «Вокально-инструментальный ансамбль» Группа, год обучения: 2группа, 1 год обучения Расписание: № Раздел 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Раздел 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Раздел 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Название разделов, тем Музыкально-теоретические дисциплины Введение. История возникновения гитары. Разновидности гитар Простота и доступность инструмента в быту. Тональность. Интервалы в пределах октавы Построение аккордов в мажоре и миноре Итоговое занятие Способы освоения инструмента -гитара 6-ти струнная. Настройка гитары Посадка исполнителя Постановка левой и правой руки Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Щипковый способ извлечения звука Щипковый способ извлечения звука Перебор - шестёрочка Перебор - шестёрочка Исполнение различных ритмов. Итоговое занятие Композиция «Кузнечик» Знакомство с композицией «Кузнечик» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Сроки провед. занятия 15.09 19.09 23.09 26.09 30.09 3.10 7.10 10.10 14.10 17.10 21.10 24.10 28.10 31.10 4.11 7.11 11.11 14.11 18.11 21.11 25.11 28.11 2.12 Провед. занятия по факту Место провед. занятия Примеча ние 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 Раздел 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 Раздел 5. 5.1 5.2 5.3 Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Композиция «Во поле березка стояла» Знакомство с композицией «Во поле березка стояла» Настройка гитары Постановка левой и правой руки Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Композиция «Катюша» Знакомство с композицией «Катюша» Настройка гитары Постановка левой и правой руки 5.12 9.12 12.12 16.12 19.12 23.12 26.12 30.12 13.01 16.01 20.01 30.01 3.02 10.02 13.0217. 02 20.02 24.02 27.02 3.03 6.03 10.03 13.03 17.03 20.03 24.03 27.03 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 Раздел 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Аппликатура 1 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Аппликатура 2 часть Арпеджио – движение большим пальцем правой руки вниз Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Певческая установка. Вокал как ведущая партия ансамбля Простые размеры.-2/4 Простые размеры. -4/4 Разминочные упражнениядля голосовых связок Разучивание песен, дикция при пении Разучивание песен, дикция при пении Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Мероприятия воспитывающего и познавательного характера День матери Новый год 8 Марта 9 Мая Фестиваль «Радость творчества» 31.03 3.04 7.04 10.04 14.04 17.04 21.04 24.04 28.04 1.05 5.05 8.05 12.05 15.05 19.05 22.05 26.05 29.05 25.11 30.12 7.03 9.05 22.05 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель – овладение навыками игры на музыкальном инструменте. Задачи: Обучающие - создать условия для приобретения определённых знаний музыкальной грамоты, обучить выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, одновременного пения и игры на инструменте. Развивающие: развитие музыкального слуха, внимательности, музыкальной памяти, вокальных данных. Воспитательные: воспитание музыкально-эстетического вкуса, чувства гордости за свою Родину, чувства коллективизма и взаимовыручки. Обучающиеся должны знать: определенные навыки музыкальной грамоты, общие сведения об инструментах, посадке исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука. строй гитары, позиции пальцев на грифе; изучение пьес. Обучающиеся должны уметь: играть на музыкальном инструменте, в ансамбле, аккомпанировать, исполнять разные виды боя, единовременно начать и окончить игру; исполнять 5 произведений на различные виды техники, различного содержания, жанра и характера. Виды и формы контроля. Входящий контроль – беседа, опрос. Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии), обсуждение, выполнение нормативов. Промежуточный контроль – просмотр, прослушивание, анализ. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме анализа работы (оценивается сумма показателей: усвоение программы, достижения и участие в конкурсах, концертах, мероприятиях за год). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения № Раздел 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Раздел 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 Раздел 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 Название разделов, темы Вводный Введение. Повторение. Тональность. Интервалы в пределах октавы. Построение аккордов в мажоре и миноре Щипковый способ извлечения звука История музыки других стран Аккорды баре Разновидности боя Композиция «Неаполитанская песенка» Музыка Италии Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 2 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 3 часть Щипковый способ извлечения звука Кода Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Репетиция Анализ работы. Подготовка к концертному исполнению Всего теори прак часов я тика 12 8 4 2 2 2 1 2 2 2 2 42 1 2 1 1 16 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 Итоговое занятие Композиция «Летит кондор» 2 38 21 17 Музыка Северо-американских индейцев Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 Подготовка к концертному исполнению 1 1 1 Формы контроля 1 1 1 1 26 1 1 1 1 1 просмотр просмотр просмотр прослушив ание просмотр 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 3.15 3.16 Аппликатура 2 часть Прямой бой Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция 2 2 1 1 1 1 3.17 3.18 3.19 Подготовка к концертному исполнению Кода Итоговое занятие 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Раздел 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Композиция «Испанский мотив» 30 13 17 Музыка Испании Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой Работа с аккомпанементом 1 часть 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 4.9 4.10 Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Кода 2 2 1 2 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Итоговое занятие Композиция «Спейс» 2 42 1 17 1 24 Музыка Европы Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой Аппликатура 2 часть Прямой бой Сольная партия композиции, куплет Сольная партия композиции, припев Кода 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 Раздел 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 Обсужд-е прослушив ание прослушив ание прослушив ание опрос наблюдени е просмотр просмотр просмотр просмотр просмотр 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 Раздел 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 6.17 6.18 6.19 6.20 6.21 Раздел 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Итого Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция 2 2 2 Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие 2 2 Композиция «В землянке» 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 прослушив ание 1 2 1 просмотр 42 14 28 Музыка Победы Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Аппликатура 1 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 2 часть Щипковый способ извлечения звука Сольная партия композиции, куплет Сольная партия композиции, припев Кода Работа с аккомпанементом, куплет Работа с аккомпанементом, припев Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 Подготовка к концертному исполнению Работа с аккомпанементом Итоговое занятие Мероприятия воспитывающего и познавательного характера День матери Новый год 8 Марта 9 Мая Фестиваль «Радость творчества» 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 216 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 2 1 1 10 90 2 2 2 2 2 126 просмотр прослушив ание просмотр просмотр участие участие участие участие участие СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Раздел 1. Вводный. Теория: введение, повторение. История музыки других стран. Практика: аккорды баре, прямой бой. Оборудование: гитара. Раздел 2. Композиция «Неаполитанская песенка». Теория: музыка Италии, «Неаполитанская песенка» - знакомство с композицией. Практика: аппликатура щипковый способ извлечения звука. Оборудование: гитара. Раздел 3. Композиция «Летит кондор». Теория: музыка североамериканских индейцев «летит кондор», куплетная форма. Практика: работа над аккомпанементом и сольной партией. Оборудование: гитара. Раздел 4. Композиция «Испанский мотив». Теория: испанский мотив знакомство с произведением Практика :аппликатура сольной партии ,отработка специфического Ритма-боя Оборудование: гитара. Раздел 5. Композиция «Спейс» Теория: музыка Европы, знакомство с произведением «Спейс» характер музыки Практика: сольная партия, отработка ритма-боя Оборудование: гитара. Раздел 6. Композиция «В землянке» Теория: планирование и режиссура предстоящих календарных мероприятий Практика: репетиционная отработка концертных номеров Оборудование: гитара. Раздел 7. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера. Теория: ознакомление детей со значимостью календарных праздников Практика: участие в мероприятиях: день матери, новый год, 8 марта, 9мая, фестиваль «Радость творчества». Оборудование: гитара. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТО «Вокально-инструментальный ансамбль» Группа, год обучения: 1группа, 2 год обучения Расписание: № Название разделов, тем Раздел 1 1.1 1.2 Вводный Введение. Повторение. Тональность. Интервалы в пределах октавы. Построение аккордов в мажоре и миноре Щипковый способ извлечения звука История музыки других стран Аккорды баре Разновидности боя Композиция «Неаполитанская песенка» Музыка Италии Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 2 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 3 часть Щипковый способ извлечения звука Кода Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Подготовка к концертному исполнению 1.3 1.4 1.5 1.6 Раздел 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 Сроки провед. занятия 15.09 16.09 19.09 22.09 23.09 26.09 29.09 30.09 3.10 6.10 7.10 10.10 13.10 14.10 17.10 20.10 21.10 24.10 27.10 28.10 31.10 3.11 4.11 7.11 10.11 11.11 Провед. занятия по факту Место провед. занятия Приме чание 2.21 Раздел 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 Раздел 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 Итоговое занятие Композиция «Летит кондор» Музыка североамериканских индейцев Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой Аппликатура 2 часть Прямой бой Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Кода Итоговое занятие Композиция «Испанский мотив» Музыка Испании Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному 14.11 17.11 18.11 21.11 24.11 25.11 28.11 1.12 2.12 5.12 8.12 9.12 12.12 15.12 16.12 19.12 22.12 23.12 26.12 29.12 12.01 13.01 16.01 19.01 20.01 23.01 26.01 27.01 30.01 2.02 3.02 6.02 9.02 4.14 4.15 Раздел 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 Раздел 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 исполнению Кода Итоговое занятие Композиция «Спейс» Музыка Европы Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Прямой бой Аппликатура 2 часть Прямой бой Сольная партия композиции, куплет Сольная партия композиции, припев Кода Работа с аккомпанементом 1 часть Работа с аккомпанементом 2 часть Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Композиция «В землянке» Музыка Победы Знакомство с композицией Настройка гитары Постановка левой и правой руки Простые размеры. -4/4 Простые размеры.-2/4 Аппликатура 1 часть Щипковый способ извлечения звука Аппликатура 2 часть Щипковый способ извлечения звука Сольная партия композиции, куплет 10.02 13.02 16.02 17.02 20.02 23.02 24.02 27.02 2.03 3.03 6.03 9.03 10.03 16.03 17.03 20.03 23.03 24.03 27.03 30.03 31.03 3.04 6.04 7.04 10.04 20.04 21.04 24.04 27.04 28.04 1.05 4.05 5.05 8.05 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 6.17 6.18 6.19 6.20 6.21 Раздел 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Сольная партия композиции, припев Кода Работа с аккомпанементом, куплет Работа с аккомпанементом, припев Работа по подгруппам с помощью педагога Работа по подгруппам. Самостоятельная работа Работа по подгруппам. Анализ работы. Работа по подгруппам. Репетиция Подготовка к концертному исполнению Итоговое занятие Мероприятия воспитывающего и познавательного характера День матери Новый год 8 Марта 9 Мая Фестиваль «Радость творчества» 11.05 12.05 15.05 18.05 19.05 22.05 25.05 26.05 26.05 29.05 25.11 30.12 7.03 9.05 22.05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Учебная деятельность. Уровни освоения программы. 1 год обучения является стартовым уровнем. Дети знакомятся с основами изучения игры на гитаре. 2 год – базовый уровень обучения - предполагает более углубленное изучение техники игры на инструменте. Принцип формирования учебных групп. В группы набираются дети без специальных навыков, разного пола, в основном старшего школьного возраста (11-15 лет). Но возможны изменения возрастного ограничения с учётом способностей обучающихся и при условии заинтересованности детей младшего возраста, основываясь на результатах входящей диагностики. Набор групп проводится до 15 сентября через посещение классных часов, встреч с классными руководителями, учителями, через выступления на школьных линейках, объявления, прием заявлений от родителей. Формы организации занятия. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между педагогом и обучающимися. На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний. На групповых занятиях работа ведётся над ансамблевой слаженностью и освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений. Репетиция – служит для отработки и повторения номеров к концерту. На репетицию приглашаются только исполнители. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и исполнителей. Концерт – наивысшая форма организации показа музыкальных номеров коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи, творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет различные формы. В одних случаях коллектив принимает участие в концерте с отдельными номерами, в других – выступление носит характер отчета о работе за год, где показываются все новые музыкальные постановки. Методы организации учебно-воспитательного процесса Методы организации занятий: словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального текста), наглядный (музыкальные иллюстрации педагога, прослушивание музыкального материала в записи, наблюдение), практический (тренинг, упражнения), рефлексивный (самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятиях, конкурсах, концертах, фестивалях). Технологии и методики. Разноуровневое обучение. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей. Дидактический материал. Схемы аккордов, запись обозначения аккордов, подборка и прослушивание музыки, карточки с рисунком буквенных обозначений нот. Воспитывающая деятельность В качестве форм воспитательной работы применяются беседы, посещение концертов, тематические мероприятия, просмотр концертов в сети Интернет. Организация и проведение внеклассных, массовых мероприятий воспитательного характера, таких как беседа «Блокада Ленинграда», «Афганистан» и т.д. Развивающая деятельность. Обучающиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие. Техническое обеспечение программы. оборудованное репетиционное помещение со звукоизоляцией, вентиляцией; музыкальные инструменты: акустические и электрогитары, электроклавишные инструменты, ударная установка; микрофоны, усилители низкой частоты, микшерный пульт; акустические системы, магнитофон, проигрыватель; фонотека, ноутбук, компакт-диски, кассеты; методическая литература, пособия; пульты, шкафы для хранения оборудования, нот. канцелярские принадлежности, нотная бумага, тетради Основополагающая литература педагога для реализации программы. 1. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1985 г.- 110 с. 2. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №1.// Сост. Оскарович Вещицкий П. М.: «Советский композитор». – 1977. – 16 с. 3. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №12.// Сост. Агабабов В. П. М.: «Советский композитор». – 1987. – 40 с. 4. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. – М.: «Педагогика», 1989 г. – 209 с. 5. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 1 тетрадь. 6. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 2 тетрадь I и II части. 7. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 3 тетрадь. 8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Ред. Сластенин В. А. Исаев И. Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: «Школа-Пресс», 2000 г. – 510 с Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей. 1. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка. М.: «Информпечать», 1993 г. – 72 с. 2. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось89», 2001 г. – 48 с. 3. Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских общественных объединений)./ Сост. Грушихин А.М. , Головлева И.В., Боева Л.А. - Липецк: Комитет по делам молодежи администрации Липецкой области, 4. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары. М., 1979 5. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1983. 6. Альбом начинающего гитариста. Вып. 10. М., 1979.